Суббота, 21 Октябрь 2017, 06:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Классный руководитель Железнова Людмила Анатольевна

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Обучение грамоте

    Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.

    Ученик научится:

    различать, сравнивать:

    звуки и буквы;

    ударные и безударные гласные звуки;

    твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

    звук, слог, слово;

    слово и предложение;

    кратко характеризовать:

    звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

    условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

    решать учебные и практические задачи:

    выделять предложение и слово из речевого потока;

    проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

    выделять в словах слоги;

    правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

    правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;

    переносить слова;

    писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

    правильно писать словарные слова, определенные программой;

    ставить точку в конце предложения;

    грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

    безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;

    осознавать цели и ситуации устного общения;

    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

    Ученик получит возможность научиться:

    выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

    использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

    различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

    выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

    участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

    Основное содержание программы по обучению грамоте

    Подготовительный период

    1. Чтение

    Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

    Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

    Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

    Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

    Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

    2. Письмо

    Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

    Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

    Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

    Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

    Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте»

    к концу подготовительного периода

    Учащиеся должны знать/ понимать:

    • на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

    • знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

    Уметь:

    • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

    • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

    Основной звукобуквенный период

    1. Чтение

    Гласные звуки

    Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

    Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

    Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

    Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

    Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

    Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

    Согласные сонорные звуки

    (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ртосмыкатели.

    Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

    Противопоставление сонорных согласных звуков по твердостимягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом ’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа ) — твердые звонкие звуки.

    Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

    Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

    Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

    Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

    Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

    «Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] — баян, [р’ису´й’у] — рисую).

    Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но] - но; [н’о] - нё; [ру] - ру; [р’у] - рю; [ла] - ла; [л’а] - ля; [мэ] - мэ; [м’э] - ме).

    Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

    Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

    Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

    Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

    Парные звонкие и глухие согласные звуки

    Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости%глухости звуков [д - т, д’ - т’, з - с, з’ - с’, г - к, г’ - к’, в - ф, в’ - ф’, б - п, б’ - п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

    Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж] - [ш].

    Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

    Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

    Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

    Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

    Звук [й’] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков

    Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

    Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

    Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

    Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

    Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

    Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

    2. Письмо

    Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

    Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

    Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

    Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

    Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

    Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

    Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

    Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

    Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте»

    к концу основного звукобуквенного периода

    Учащиеся должны знать/ понимать что:

    • звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

    • слово представляет собой единство звучания и значения;

    • звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

    • звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;

    • основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

    • устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;

    • элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;

    • форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;

    • формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.

    Уметь:

    • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

    • при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

    • делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;

    • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

    • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

    • перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;

    • анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

    • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

    • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

    • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

    • при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

    • записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

    • выполнять узоры-бордюры и росчерки.

    Заключительный период

    1. Чтение

    Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

    Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

    Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

    2. Письмо

    Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

    Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

    Требования к уровню подготовки учащихся по программе

    «Обучение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте

    Учащиеся должны знать/ понимать:

    • структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

    • графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

    • форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

    • иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

    Уметь:

    • читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

    • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

    • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

    • озаглавливать прослушанный текст;

    • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

    • ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:

    • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

    • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

    • применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

    • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

    • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].