Понедельник, 18 Декабрь 2017, 08:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Классный руководитель Железнова Людмила Анатольевна

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Помощь в обучении. Чтение

    Список литературы на лето для 5-го класса

    Школьную программу по литературе в 5-м классе можно разделить на четыре основных раздела:

    • Мифы Древней Греции и Русские народные сказки;
    • Произведения русских писателей XIX века;
    • Произведения русских писателей XX века (советский период);
    • Произведения для детей классиков зарубежной литературы.

    В программе представлены произведения различных жанров: проза, поэзия, пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

    Для лучшего усваивания материала следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года не тратить на это время.

    Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 5-м классом, надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.

    Самым объемным произведением списка является «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Д. Дефо – приблизительно 1/3 от всего перечня литературы.

    Список обязательной литературы на лето для 5-го класса

    Автор произведения Название
    - Мифы Древней Греции (О сотворении мира, о Зевсе, о Геракле)
    - Русские народные сказки
    Крылов И.А. Басни
    Жуковский В. А. Спящая красавица. Кубок
    Лермонтов М.Ю. Бородино
    Гоголь Н.В. Заколдованное место
    Некрасов Н.А. Мороз – Красный Нос
    Тургенев И.С. Му-му
    Короленко В.Г. В дурном обществе
    Толстой Л.Н. Кавказский пленник
    Чехов А.П. Хирургия
    Куприн А.И. Чудесный доктор. Тапер. Скворцы
    Платонов А. Никита
    Бажов П.П. Каменный цветок. Другие сказы (на выбор)
    Маршак С.Я. Двенадцать месяцев
    Писахов С. Сказки
    Шергин Б. Сказки о Шише
    Астафьев В.П. Васюткино озеро.Конь с розовой гривой
    Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо
    Стивенсон Р. Вересковый мед
    Твен М. Приключения Тома Сойера
    Лондон Д. Сказание о Кише

    Кроме обязательной для прочтения литературы на лето для 5-го класса, есть список дополнительной литературы для чтения.

    Список дополнительной литературы на лето для 5-го класса

    Автор произведения Название
    Славянские мифы и легенды
    Загадки, частушки, пословицы, поговорки
    Кантемир А.Д. Верблюд и лисица
    Ломоносов М.В. «Лишь только дневной шум умолк…»
    В.Тредиаковский, А.Сумароков, В.Майков, И.Хемницер Басни
    Рылеев К.Ф. Иван Сусанин
    Дельвиг А.А. Русская песня
    Баратынский Е.А. Водопад. «Чудный град порой сольется…»
    Жуковский В. А. Лесной царь. Эолова арфа
    Пушкин А.С. Зимняя дорога. Кавказ. Сказки
    Ершов П.П. «Конек-горбунок»
    Бестужев-Марлинский А.А. Страшное гадание
    Погорельский А. Черная курица
    Языков Н.М. Сказка о пастухе и диком вепре
    Лермонтов М.Ю. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб. Перчатка. Морская царевна, «Русалка»
    Кольцов А.В. Осень. Урожай
    Фет А.А. «Облаком волнистым…». «Печальная береза…». «Заря прощается с землею
    Никитин И.С. Утро. Пахарь. Русь
    Полонский Я.П. Утро
    Майков А.Н. «Весна! Выставляется первая рама...». «Осенние листья по ветру кружат…»
    Тютчев Ф.И. Утро в горах
    Толстой А.К. Песня о Гарольде и Ярославне
    Козлов И.И. Сон невесты
    Гоголь Н.В. Страшная месть. Вечера на хуторе близ Диканьки
    Некрасов Н.А. Накануне светлого праздника
    Григорович Д.В. Гуттаперчивый мальчик
    Тургенев И.С. Стихотворение в прозе
    Гаршин В.М. Сказка о жабе и розе
    Островский А.Н. Снегурочка
    Чехов А.П. Каштанка. Пересолил. Лошадиная фамилия
    Горький М. Дети Пармы. «Из сказок об Италии»
    Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Детство Никиты
    Бунин И.А. Святогор и Илья. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит…». «Помню – долгий зимний вечер…»
    Блок А.А. «Встану я в утро туманное…». «На весеннем пути в теремок…». Вербочки
    Есенин С.А. Песнь о собаке
    Соколов-Микитов И.С. Зима
    Олеша Ю.К. Три толстяка
    Пришвин М.М. Моя родина
    Житков Б.С. Механик Салерно
    Габбе Т. Город мастеров.
    Кедрин Д.Б. Конь
    Твардовский А.Т. Лес осенью
    Паустовский К.Г. Теплый хлеб. Стальное колечко
    Носов Е.И. Варька
    Абрамов Ф. Несмышленыши. Про Василия Ивановича
    Казаков Ю. Никишкины тайны
    Ильина Е.Я. Четвертая высота
    Симонов К.М. Старая солдатская («Как служил солдат»)
    Носов Н. Затейники. Мишкина каша
    Волков А.В. Волшебник изумрудного города
    Курляндский А. Возвращение блудного попугая и др. истории
    Шварц Е.Л. Золушка
    Сказки народов мира. (Белоснежка и семь гномов. Бременские музыканты. Др.)
    Баллада о Робин Гуде
    Эзоп, Лафонтен, Лессинг Басни
    Английские народные песенки
    Гримм Братья. Шесть лебедей
    Распе Э. Приключения барона Мюнхгаузена
    Гоцци К. Король Олень
    Гауф В. Маленький Мук. Карлик Нос
    Бернс Р. Джон Ячменное Зерно
    Коллоди К. Приключения Пиноккио
    Бернет Ф.Х. Приключения маленького лорда Фаунтлероя
    Уальд О. Мальчик-звезда
    Милн А. Винни-пух и все, все, все
    Мазеус К. Сказки
    Киплинг Р. Сказки
    Линдгрен А. Малыш и Карлсон
    Родари Д. Джельсомино в стране лжецов. Приключения Чипполино
    Янссон Т. Все о Муми-троллях
    Правила чтения для учащихся.
    1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
    2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
    3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
    4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
    5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
    6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
    7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
    8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
    9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
    10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
     
    Как готовить домашнее задание по чтению.
    1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
    2. Посмотри, кто автор произведения.
    3. Внимательно прочитай весь текст.
    4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
    5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
    6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
    7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
    8. Составь план пересказа текста.
    9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
    10.  Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
    11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
    12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
     
     Как обсуждать с ребенком прочитанное?
    Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
    Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?
    Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
    Какие слова и выражения запомнились?
    Чему научила книга?
    Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение. 

       Требования к уровню сформированности навыка чтения.

    I класс. Правильное,сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
    II класс. Сознательное,правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста —не меньше 60 слов в минуту.
    III класс. Правильное,сознательное,достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации( темпа,логических ударений, пауз,тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения — 70-75 слов в минуту.
    IV класс. Беглое,сознательное,правильное,выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Темп чтения не меньше 100 слов в минуту. 

                                    Как снегирь деревце посадил.
    Жил-был зимой в лесу розовогрудый снегирь. Летал-летал он по своим делам и проголодался. Сел снегирь на высокую рябину и стал мороженные ягоды клевать. А ягоды крупные,спелые,сладкие. Так в клюв и просятся! Наелся снегирь от души,а улетать с рябины не хочется: очень уж ягоды на ней хороши. Думает: «Дай, хоть одну с собой возьму — про запас». Летит, ягоду в клюве несёт. А навстречу ему — ястребок. Испугался снегирь, кинулся в сторону, крикнул: « Помогите!» - и уронил ягодку в снег. Пришла весна. Растаял снег. Пригрело ягодку солнышко. Пустила она корешок, а потом листочек. А потом и деревце выросло. Сидит на нём снегирь и сам себя хвалит: «Теперь в лесу зимой вкусных ягод ещё больше будет!» (120 слов).

    Тексты по проверке техники чтения.

    1 класс.
    В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. ( 43 слова) М.Пришвин.


                                         Галка и голуби.
    Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её. ( 46 слов ) Л.Толстой.

                                        Куница.
    Живёт в густом лесу небольшой хищный зверёк — куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от неё убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды — куница и ими будет лакомиться. ( 51 слово) В. Чаплина.

    2 класс.
    Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло. ( 64 слова ) А. Митяев.

                                        Ива.
    На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах — в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит — так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли — нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах. ( 58 слов)
     
                                        Белка.
    В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, - где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы. ( 70 слов ) В. Чаплина.
    3 класс.
                                      Багульник.
    Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух какой-то особенный. С полчаса походишь — голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. Это всё от запаха багульника — невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. Его стебли и листья выделяют летучие ароматные масла. Если где-нибудь случайно услышишь запах багульника, то сразу вспомнишь болото,его запах ни с чем не спутаешь! (63 слова) А.Тамбиев.
     
                                      Ёжик.
    В лесу я видел ёжика. Он смешно ходил между кочек, расталкивая стебельки травинок. Он дёргал носиком, обнюхивал листочки. Ёжик что-то искал. Мишка хотел его погладить. Ёжик свернулся в круглый колючий шарик. Серёжка заявил, что возьмёт его в группу. Он закатил шарик в свою панаму. А Марина Викторовна велела ёжика выкатить из панамы. Пусть живёт в лесу. Ежу здесь хорошо. Он — дома. (63 слова) К. Новиков.
     
                                     Русская берёза.
    Мы привыкли к берёзе и не замечаем порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках — будто серебро с чернью, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями. Берёза распускается раньше других деревьев. Она любит свет и очень быстро растёт. Недаром берёзки первыми появляются на вырубках и полянах. (62 слова) В.Барков.
     
                                     Сентябрь.
    Уже холодные туманы по утрам застилают низины, долины речек и ручьёв. Однако к полудню солнышко всё ещё прогревает воздух, и тогда становится по-летнему тепло. Сентябрь — самый красивый месяц осени. В лесу неповторимая тихая торжественная прелесть. Особенно заметно отсутствие птичьих голосов. Разве только синица негромко свистнет. Если же подует ветер, лес обрушит на нас водопад золотисто-багряных листьев. Они пёстрым мягким ковром устилают землю. (65 слов) Л.Гарибова.
     
                                      Ива.
    На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви сплошь в цветах — в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит — так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли — нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах. Настоящее тепло ещё не пришло. (63 слова) А.Митяев.
     
                                     Весенняя ночь.
    Тихо. Ни звука, ни шороха. Лишь иногда вздрогнет берёзка, рассыпая росу. Но вот послышался робкий свист. Будто лёгкое прикосновение осторожного смычка к струнам скрипки. Птица смелеет, песня крепнет. Её подхватывает другая птица. Третья. Лес проснулся. Чем ближе к рассвету, тем звонче песни. Кажется, птицы увлеклись и перебивают друг друга. Но нет. Вы только прислушайтесь. Каждая птица поёт своим голосом и знает время своей песни. (66 слов) В.Максимов.
     
                                   Орешник.
    Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые орехи — несравненное лакомство, срывай — и в кузов! Только помни: орехами лещины кормятся многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и белки. На них пасутся барсуки и кабаны. Зимой орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса. (67 слов) А. Стрижёв.
     
                                    Ежи.
    Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Ёж проснулся — значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошёл топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами — значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки — надёжная защита. Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им всё интересно, всё надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами. (71 слово) А Тамбиев.
     
    *****
    В чаще леса, возле тонкой берёзки, родился весной ручей. Шустрый был ручей, совсем не уставал, бежал себе да бежал. Выглянул из-за куста заяц, потрогал лапой — журчит вода! Кружились над ручьём лёгкие снежинки последнего снега, до самого дна просвечивал его солнечный луч. И было от светлой журчащей воды хорошо. Пришли в лес два мальчика, два брата. Младший воскликнул: Гляди-ка , ручей! Воду ладошкой погладил малыш: Мал, ручеёк, ты, а славно журчишь! (72 слова) А.Потапова.