Понедельник, 18 Декабрь 2017, 08:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Классный руководитель Железнова Людмила Анатольевна

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Родителям дошколят

    Что нужно для первоклассника в школу - список

    Что нужно первокласснику в школу

    1. Ранец.

    2. Школьная форма: мальчику - темный (синий, чёрный, серый) костюм, рубашки (белая,  голубая), девочке – темный (синий, чёрный, серый) сарафан, пиджак, юбка, брюки с белой блузкой. Галстук или бабочка (для торжественных случаев мальчикам)

    3. Сменная обувь на светлой (желательно) подошве и сумка (подписать) для нее.Предпочтение отдайте той, которая на липучке или застежке. Не стоит выбирать обувь со шнурками, потому что дети её долго завязывают.

    4. Канцтовары для основных предметов:

    • тетради в клетку и косую линию - по 6 шт;бумага не должна быть серой, желтой или ослепительно белой.
    • обложки для тетрадей - 10 шт;
    • обложки для книг купите после получения комплекта учебников, т.к в настоящее время учебники настолько различаются по размеру, что даже «безразмерные» обложки не всегда могут подойти.
    •  папка для тетрадей – 1шт.
    • закладки для книг - 5 шт.
    • ручка синяя – 3 шт;(чем проще – тем лучше, она должна удобно лежать в руке и она не должна щелкать;лучше трехгранной).Если у ребенка не поставлен правильный захват ручки при письме, то можно купить специальные  насадки, которые фиксируют правильное расположение пальцев на них (продаются для леворуких и праворуких детей). Не приобретайтте для своих первоклассников гелиевую ручку PILOT 0,5 мм пиши- стирай.
    • простые карандаши – 3 шт;
    • пенал – 1 шт;
    • точилка с боксом
    • ластик – 2 шт;. ластики KOH- I- NOOR  хорошего качества.
    • линейка 15-20 см – 1шт.

    5. Для уроков рисования и труда:

    1. цветные карандаши (более 6 цветов) – 1упаковка;
    2. гуашь (не меньше 9 цветов)
    3. баночка- непроливайка – 1шт.
    4. кисточки для рисования - толстая, средняя, тонкая или 1 набор;
    5. цветная бумага
    6. цветной картон
    7. белый картон – 1 упаковка;
    8.  папка для труда – 1 шт;
    9. клей ПВА с кисточкой – 1 шт; клей-карандаш - 1 шт.
    10. фартук, нарукавники, клеёнка;
    11. пластилин– 1 пачка;
    12. доска для лепки пластилина – 1 шт;
    13. ножницы с округлыми концами – 1шт.

    6. Для уроков физкультуры:

    • белая футболка – 1-2 шт;
    • спортивные штаны или шорты– 1 шт;
    • кеды или кроссовки.

     Дополнительные атрибуты  - счетные палочки.

    Простые карандаши должны быть средней мягкости (ТМ или НВ) без ластика на конце, а цветные наоборот, чем мягче, тем лучше ими рисовать и меньше будут ломаться. Не желательно покупать двухцветные карандаши, с одной стороны одного, а с другой — другого цвета. Эта модель не совсем безопасна.

    Портфель

    К выбору портфеля следует отнестись очень ответственно, ведь первоклассник будет его носить каждый день и не пустой, поэтому его надо выбирать с ребенком, чтобы можно было сразу примерить.

    Выбирать стоит по таким критериям:

    • спинка: лучше ортопедическая или жесткая с мягкими прокладками;
    • лямки: шириной 4-8 см с мягкими подушками на плечах, регулируемые, с легким изгибом;
    • вес: с грузом не должен превышать 10% веса ребенка;
    • размеры: по ширине должен соответствовать плечам ребенка;
    • наличие светоотражательных элементов;
    • количество карманов: предпочтительней два больших отделения и несколько маленьких карманов.

    Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

    Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

     

    Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

    Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

    • нарочитость
    • нелепость
    • искусственность поведения
    • паясничанье
    • вертлявость
    • клоунада.

    Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

    Каковы причины кризиса?

    К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

    Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

    Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

    Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

    Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

    Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

    1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
    2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
    3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
    4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
    5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
    6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
    7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
    8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
    9. Поощряйте общение со сверстниками.
    10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
    11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
    12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
    13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
    14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

    Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

    Необходимость психологической поддержки и сопровождения школьника

    Педагогическая поддержка возможна тогда, когда ребенок постепенно включается в процесс сотрудничества и взаимодействия со своим учителем, родителем. Важно получить согласие ребенка на помощь и поддержку. В отдельных случаях согласие должно быть явным, а иногда может быть и скрытым от ученика, проявляться на уровне его ощущений, мотивов.

    Впрочем, искусство поддержки связано с тем, что в ней нет и не может быть ничего заранее предугаданного. Она, как и жизнь, зачастую непредсказуема.

    Исходя из целей и задач психолого-педагогического сопровождения, можно выделить следующие содержательные функции.

    1. Профилактика школьной неуспеваемости.

    Необходимо предупредить отставание тех учащихся, которые не в состоянии освоить содержание образовательных программ.

    Уже на этапе подготовки к обучению в школе обращается внимание на готовность ребенка по различным критериям.

    Своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь помогает ребенку, записанному в школу, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.

    Такая установка позволяет предупредить возможные трудности первоклассника, связанные с недостаточной готовностью, недостаточным уровнем умения учиться. И наконец, своевременное преодоление трудностей, возникающих по ходу обучения, является профилактикой педагогической дезадаптации, отставания в учебе, неуспеваемости.

    ❢ Возможность оказания психологической помощи до начала обучения и в ходе

    него создает более комфортные условия для учебной деятельности, позволяет своевременно разрешать коммуникативные, организационные и другие проблемы, возникающие в процессе обучения.

    2. Пропедевтика — создание положительной установки на школу, учителя и учащихся, с которыми ребенку предстоит учиться.

    Стимуляция мотивации к обучению, активизация соответствующих ресурсов (познавательные способности, знания, умения, навыки).

    Поддержка личной инициативы и проявлений совместных усилий в групповой работе.

    Создание условий для проявления самостоятельности, творчества, индивидуального выбора.

    Поддержание особой атмосферы межличностного взаимодействия, построенного на гуманистических принципах.

    ❢ Предварительная настройка познавательных систем школьников делает их более восприимчивыми к обучению.

    3. Психологическое обеспечение программ школьного обучения.

    Важно выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий. Ученик должен приобрести опыт осознанного действия в подобных ситуациях.

    На 1-м этапе в приватной беседе выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником. Оценить ее с точки зрения значимости для ребенка. Для родителя это этап размышлений и проектирования психологической поддержки.

    Чтобы помочь ребенку в беседе, можно использовать прием незаконченного предложения. Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу сказать...», «Моя самая большая трудность сейчас — это...».

    На 2-м этапе необходимо выяснить причины трудностей ребенка, их возникновение. Здесь выявляется взгляд на проблему глазами ребенка. Не высказывая оценочных суждений, требуется проявить внимание к проблемам ребенка, внушая уверенность в том, что они могут и должны быть решены.

    Задача родителей — поддержать ребенка в любых трудностях, высказать свою готовность помочь ему и по возможности сразу же обо­значить первые шаги в этом направлении.

    На 3-м этапе вам предстоит договориться с ребенком о совместной работе по преодолению его трудностей. Лучше, если ребенок в письменном виде расскажет о своей готовности лучше учиться. Например, он обязуется получать по предмету хорошие оценки, а для этого будет больше задавать вопросов о правильности своего понимания вопроса. На вопросы будут даны ответы... и т. п.

    На 4-м этапе взрослый стимулирует, одобряет действия ребенка. Поощряет его инициативу, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.

    И наконец, 5-й этап — рефлексия. Успехи и неудачи обсуждаются с ребенком совместно. Особое внимание необходимо проявлять к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ему заметить те изменения, которые происходят в нем самом и в отношении к нему.

    Здесь мы учимся создавать ситуацию успеха, чтобы школьник, столкнувшийся с трудностями обучения, поверил в свои силы и способности.

    4. Создание оптимальных социальных условий для развития личности школьника.

    Это функция формирования способности к успешному социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новом социально-экономическом пространстве.

    ❢ Все эти действия имеют положительный эмоциональный эффект и направлены на повышение активности школьника в процессе достижения.

    Психологическая поддержка — это процесс, который:

    • концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

    • дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;

    • помогает ребенку избежать ошибок;

    • поддерживает ребенка при неудачах.

    Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?

    Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении.

    ❢ Недопустимы негативные замечания родителей.

    Поддерживать ребенка — значит верить в него.

    Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо.

    Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.

    Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:

    • научиться принимать себя;

    • достичь самовыражения и уверенности.

    ❢ Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка.

    Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:

    • «Ты мог бы и постараться»;

    • «Ты мог бы и поосторожнее»;

    • «Ты должен был смотреть, как делаю это я».

    Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь».

    И ребенок сдается. К подобным результатам приводят:

    • Завышенные требования родителей.

    Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хо­рошим спортсменом.

    • Чрезмерные амбиции ребенка.

    Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.

    Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.

    Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.

    Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учи­тывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

    Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.

    Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:

    • демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;

    • поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;

    • учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.

    Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:

    • «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;

    • «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;

    • «Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».

    Вскоре родитель научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе.

    Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог же обязан дать почувствовать каждому ученику, что он нужный и уважаемый член группы, класса.

    Что необходимо учитывать при подготовке детей к школе

    Что необходимо учитывать при подготовке детей к школе

    1. Желательно, чтобы ребенок до школы общался не только со взрослыми, но и со сверстниками.

    2. Старайтесь расширять кругозор ребенка, предлагая информацию из разных областей знаний. Больше вместе читайте — это лучше всего стимулирует познавательную деятельность. Когда ребенок узнает что-то новое, у него появляется интерес, возникают вопросы.

    3. Нужно постоянно тренировать мелкую моторику рук ребенка. Для этого подойдут многочисленные раскраски, прописи, задания, где надо обводить мелкие рисунки по точкам. Это вырабатывает усидчивость и готовит руку к письму.

    4. Развивайте память, внимание, воображение и речь, так как это основа любой интеллектуальной деятельности. Просите ребенка рассказывать вам о прочитанном, услышанном, увиденном. Учите стихи, считалки, песни. Рисование, лепка и конструирование — также полезные занятия для 6—7-летнего ребенка.

    5. Можно давать ребенку небольшие поручения и задания, которые стимулируют самостоятельность и ответственность. Например, ребенок сам выбирает книгу для семейного чтения, планирует свое свободное время и др.

    6. Также надо предлагать различные задания на время, чтобы ребенок учился концентрировать внимание. Основная проблема первоклассников — слабая концентрация внимания и высокая отвлекаемость.

    7. Учите ребенка ориентироваться в пространстве, отрабатывайте понятия «направо», «налево».

    8. Задавайте вопросы, добивайтесь развернутого ответа. Пусть ребенок учится рассуждать, объяснять ответ.

    9. Больше говорите об эмоциях, рассказывайте, что чувствуете вы, пусть свои переживания опишет ребенок. Беседуйте о фотографиях, где изображены люди в разных эмоциональных состояниях: «Какой этот человек? Почему он грустный?» и т. д.

    10. Не забывайте о здоровье ребенка, не допускайте его переутомления.

     

    Развитие мелкой моторики

    ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ О РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    Рука — это инструмент всех инструментов» Аристотель.

    «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев считал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи детей. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки — правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

    Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Популярность упражнений ладоней с каменными и металлическими шарами объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные занятия с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

    Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

    Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

    Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев «отстаёт», то отстаёт и развитие речи. В. А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки — забавы взрослого с ребенком. Такие игры-потешки дают ребенку ощущение радости телесного контакта, возможность прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете — сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов. Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Тренировку пальцев рук уже можно начинать с первых дней жизни. Легкий массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут с использованием простейших потешек укрепляют эмоциональный контакт, формируют слуховое внимание, помогают формировать ориентировку в своем теле. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Интересные упражнения представлены в специальных пособиях:

    • Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. ООО «Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002;
    • Белая А.Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО «Издательство АСТ».2000;
    • Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000;
    • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». Москва, АСТ* Астрель.2002 и др.

    Развивать малыша с пелёнок — модно. Но специалисты — логопеды, психологи, дефектологи — сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, дошкольное детство — самое благодарное времяпрепровождение. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков — сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти