Понедельник, 18 Декабрь 2017, 08:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Классный руководитель Железнова Людмила Анатольевна

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Шестилеткам

    Логика - не простое понятие. Если проще, логика – наука о том, как правильно мыслить. Не важно мысли это о химии, физике или литературе. Акцент делается на слове «правильно». Если овладеть умением правильно мыслить, то любая наука будет изучаться быстро и просто.

    Игры на развитие логического мышления ребёнка 5, 6, 7 лет

    Развивающие игры для дошкольников

    Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

    ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ».

    Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:

    «Все люди спят».

    «Все яблоки сладкие».

    «Дождь бывает холодный и теплый».

    «Все животные впадают в зимнюю спячку».

    «Летом мы ходим в шубах».

    «Слоны умеют летать».

    «Арбузы растут на деревьях».

    «Корабли плавают по суше».

    «Зимой всегда пасмурно».

    «Солнце светит только утром и вечером».

    «Ни один человек не может жить без воды».

    Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

    Примеры фраз:

    «Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

    «Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

    «Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

    «По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

    «Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

    «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».

    Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

    Примеры заданий:

    «Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).

    «Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).

    «Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).

    «Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

    «Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

    «Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).

    «Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

    ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

    У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

    Примеры заданий:

    Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).

    Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).

    Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).

    Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

    «Дорисуй фигуру»

    Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).

    Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.

    Рыбка — червячок

    Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор.

    Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

    ◈ Как играем: сначала читается стихотворение:

    Зайчик любит морковку,

    Мишка — малинку,

    Воробушек — рябинку,

    Рыбка — червячка,

    Избегай, рыбка, крючка.

    ◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

    ◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

    ◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

    ◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

    ◈ Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

    ◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

    Раз, два, три лишний уходи

    Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

    Необходимый инвентарь: картинки.

    ◈ Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

    ◈ Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

    Небылицы

    Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение.

    Необходимый инвентарь: мяч.

    ◈ Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

    ◈ Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

    ◈ Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

    ◈ Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

    ◈ Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

    ◈ Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

    ◈ Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

    ◈ Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

    ◈ В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

    Сел воробушек на дом,

    Провалилась крыша.

    Под березою с котом

    Пляшут польку мыши.

     

    Мухи съели паука.

    Рыбы ловят рыбака.

    На телегу села лошадь,

    Погоняет ездока.

    Автор: В. Чантурия.

    Сладкоежки

    Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины.

    Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок.

    ◈ Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

    ◈ Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

    «Сели мы на саночки»

    Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение.

    Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.

    ◈ Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед — к зимней и т. д.

    ◈ Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

    ◈ Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето — самокат, зима — санки, весна — бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

    Да - нет, говорите

    Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов.

    ◈ Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

    ◈ Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.

    ◈ Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

    Загадочные умники

    Игра учит делать выводы, доказывать их правильность.

    ◈ Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое мышление? Итак, загадываем:

    Лижет дочку языком, будет телочка здорова.

    Кормит также молочком, кто же мама? (корова)

    ◈ Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка — это теленок! Только у коровы теленок. Далее:

    В клетке пестрая головка,

    Чистит перышки так ловко.

    Что за птичка, угадай,

    В клетке верно... (попугай)

    ◈ В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.

    ◈ Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает — вы отгадываете.

    ◈ Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки на себе несет».

    ◈ А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».

    ➣ Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.

    Ребятушки-загадушки

    Игра учит определять предмет по его характерным признакам.

    Необходимый инвентарь: игрушки.

    ◈ Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

    ◈ Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

    ◈ Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

    Математические круги

    Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами.

    Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

    ◈ Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые — в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие — в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого — в большом большие квадраты, в маленьком — маленькие.

    ◈ Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.

    Парные картинки.

    Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память.

    Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).

    ◈ Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?

    ◈ Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.

    ◈ Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

    Отрицалки

    Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения.

    Необходимый инвентарь: опорные картинки.

    ◈ Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

    ➣ Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например — рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.

    ◈ Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

    ◈ Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».

    ➣ Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка.