Понедельник, 18 Декабрь 2017, 07:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Классный руководитель Железнова Людмила Анатольевна

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Составные задачи

    Составная задача – это задача, решаемая не в одно действие. При решении составной задачи нельзя сразу ответить на вопрос. Прекрасно, если ребёнок может «разбить» составную задачу на простые.

    Например:
    У Пети было три машинки, а у Коли на 2 машинки больше. Сколько машинок было у мальчиков?

    Рассуждаем: Чтобы узнать, сколько машинок было у мальчиков вместе, надо знать, сколько машинок у Пети и у Коли по отдельности. Мы не знаем, сколько машинок у Коли , поэтому не можем сразу ответить на вопрос задачи. Значит эта задача составная.
    Выделим простые задачи:
     
    1.У Пети было 3 машинки, а Коли на 2 машинки больше. Сколько машинок у Коли?
    Решение:
    1)3 + 2 =5 (м.) у Коли.
     
    Пользуясь ответом первой составной задачи, составляем вторую простую задачу:
     
    2.У Пети было три машинки, а у Коли 5 машинок. Сколько машинок у мальчиков?
    2)3 + 5 = 8 (м.)
    Ответ: 8 машинок умальчиков.
     
    (Ответ последней простой задачи является ответом на главный вопрос составной задачи.)

    Рассуждения детей при решении составной задачи:

    1 вариант(от условия):
    -Зная, что у Пети 3 машинки, а у Коли на 2 машинки больше, можно узнать, сколько машинок у Коли: на 2 больше, чем 3 – это столько же – 3 , да ещё 2. Первое действие:

    1) 3 + 2 =5 (м.) у Коли.         (Надо занести найденное число в краткую запись.)

    -Теперь, зная, что у Пети 3 машинки, а у Коли 5 машинок, можно узнать, сколько машинок у мальчиков вместе .Второе действие:

    2) 3 + 5 = 8 (м.)
    Ответ: 8 машинок было у мальчиков. 


                                        2 вариант(от главного вопроса):
    -Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать, сколько машинок у Пети и Коли. Мы знаем, сколько машинок у Пети - 3, но не знаем, сколько у Коли. Есть подсказка: у Коли на 2 машинки больше. На 2машинки больше, чем 3, это столько же 3 да ещё 2. Первое действие :

    1) 3 + 2 = 5 (м.) у Коли.

    - Теперь знаем, что у Пети 3 машинки, у Коли 5 машинок, можем узнать, сколько всего машинок. Второе действие:
    2) 5 + 3 = 8 (м.)

    -Записываем выражение задачи:
    (3+2) + 3 =8

    Ответ: 8 машинок было у мальчиков.

    При решении составных задач во всех действиях , кроме последнего, надо записывать пояснение.

    СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СЛАГАЕМОГО

    1 - 2 КЛАССЫ

    В составных задачах на нахождение третьего слагаемого, для 1 и 2 классов, обычно известны общая сумма трёх слагаемых и два слагаемых. Нужно найти третье слагаемое. Задачи решаются двумя способами.

    При решении первым способом первым действием находится разность между суммой трёх слагаемых (известной из условия задачи) и одним из известных (по условию задачи) слагаемых. Вторым действием находится разность между результатом полученным в первом действии и вторым (известным по условию задачи) слагаемым. В результате второго действия получают искомое третье слагаемое.

    При решении вторым способом первым действием находят сумму двух известных (по условию задачи) слагаемых. Вторым действием находят разность между общей суммой трёх слагаемых (известной из условия задачи) и суммой двух известных слагаемых полученной в первом действии. Полученная разность и будет являться третьим слагаемым.

    Примеры составных задач на нахождение третьего слагаемого:

    1) Три класса посадили 60 деревьев. Первый класс посадил 10 деревьев, второй - 20 деревьев. Сколько деревьев посадил третий класс?

    2) У трех девочек 15 конфет. У первой девочки - 5 конфет, у второй - 3 конфеты. Сколько конфет у третьей девочки?

    3) В пруду плавали 6 уток, 5 лебедей и гуси. Всего было 17 птиц. Сколько было гусей?

    4) Столяр изготовил 15 вещей: 3 стола, 5 стульев и несколько полок. Сколько он сделал полок?

    5) Мама купила Лене зайца за 30 рублей, мишку за 10 рублей и котёнка. Сколько стоил котёнок, если всего мама заплатила 60 рублей?

    6) Строители построили за год 17 домов: 4 одноэтажных, 7 двухэтажных, а остальные - трёхэтажные. Сколько трёхэтажных домов построили строители

    7) У нашей кошки 8 котят: 2 белых, 3 чёрных и несколько рыжих. Сколько рыжих котят у нашей кошки?

    8) У бабушкиных трёх дочерей 14 детей. У первой дочери 4 ребёнка, у второй 5 детей. Сколько детей у третьей дочери

    9) В классе в горшках 18 растений. На первом окне 6 растений, на втором 7. Сколько растений на третьем окне?

    10) На новогодней ёлочке висело 26 игрушек. 9 шаров, 6 шишек и звёздочки. Сколько звёздочек висело на ёлочке?

    11) На новогодней ёлочке висело 20 игрушек. Из них 3 белочки, 6 зайчиков и шары. Сколько шаров висело на ёлочке?

    12) В парке 96 деревьев. Из них 37 лип, 33 клёна, а остальные - дубы. Сколько дубов в парке?

    13) В трёх классах 77 человек. В первом 28 человек, во втором 25. Сколько человек в третьем классе?

    14) В детском саду 65 мягких игрушек. Из них 15 собачек, 22 мишки, а остальные - котята. Сколько плюшевых котят в детском саду?

    15) В нашей школе в кружках занимаются 98 человек. Из них 23 в театральном, 35 в хореографическом, а остальные в спортивном. Сколько человек занимается в спортивном кружке?

    16) Швейная мастерская сдала в магазин за три дня 72 детских платья. Ситцевых платьев сдано 27, сатиновых 28. Остальные платья были шёлковые. Сколько было шёлковых платьев?

    17) Дети собрали за лето 60 кг грибов. Груздей 24 кг, рыжиков 18 кг, а остальные - лисички. Сколько килограммов лисичек собрали ребята за лето?

    18) В трёх альбомах 64 листа. В первом 14 листов, во втором на 6 листов больше, чем в первом. Сколько листов в третьем альбоме?

    19) В посёлке за три года было построено 73 жилых дома. В первый год было построено 24, во второй - на 8 домов больше. Сколько домов было построено за третий год?

    20) Из библиотеки на дом берут книги 914 человек. Из них 324 взрослых, подростков на 56 больше, чем взрослых, а остальные читатели - дети. Сколько детей берёт книги из библиотеки?

    21) В воскресный день музей посетили 924 человека. Из них взрослых 436 человек, подростков на 132 меньше, чем взрослых, остальные были дети. Сколько детей посетило музей?

    СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ

    1 - 2 КЛАССЫ

    При решении составных задач на нахождение суммы, выполняется два действия. В первом действии находится неизвестная величина, выраженная через известную (по условию задачи) величину. Первое действие может быть как сложением, так и вычитанием. Вторым действием находят сумму известной величины и величины, полученной в первом действии. Полученная во втором действии сумма и будет являться ответом на вопрос задачи. Такие задачи в два действия и называются составными задачами на нахождение суммы для 1 - 2 классов.

    Примеры таких задач.

    1) На стоянке было 9 красных машин, а синих - на 4 меньше. Сколько всего машин было на стоянке?

    2) В лодке 4 гребца, а на байдарке на 2 гребца больше. Сколько всего гребцов в лодке и на байдарке вместе?

    3) В первый день улитка проползла 3 м, во второй - на 2 м больше, а в третий - столько, сколько в первые два дня вместе. Сколько метров улитка проползла в третий день?

    4) В магазин привезли 10 ящиков конфет, а печенья - на 3 ящика больше. Сколько всего ящиков привезли в магазин?

    5) На Земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько всего океанов и материков на Земле? Если сможешь, напиши их названия.

    6) Пчеловод из одного улья вынул 2 кг мёда, а из второго - на 3 кг больше. Сколько килограммов мёда вынул пчеловод из двух ульев?

    7) Сделали 2 самовара. На один пошло 5 кг меди, а на второй - на 2 кг меньше. Сколько килограммов меди пошло на два самовара?

    8) В мастерскую поступило 20 ручных часов, а будильников - на 5 больше. Сколько всего часов поступило в мастерскую?

    9) Скорость ветра при шторме 20 м/с, при урагане на 10 м/с больше. При тайфуне скорость ветра такая, как при шторме и урагане вместе. Какова скорость ветра при тайфуне?

    10) Под наседку-индюшку положили 10 куриных яиц, а утиных - на 4 меньше. Сколько всего яиц положили под наседку?

    11) В саду плодоносят 15 яблонь, а вишен - на 5 больше, чем яблонь. Сколько всего деревьев плодоносит в саду?

    12) Утром на одном кусте распустилось 14 роз, а на втором - на 5 роз меньше. Сколько роз распустилось на двух кустах?

    13) На одной пасеке 14 ульев, на другой на 7 ульев больше. Сколько ульев на двух пасеках?

    14) На клумбах около школы вырастили 48 красных роз, а жёлтых - на 19 роз меньше. Сколько роз вырастили школьники?

    15) Для детского сада школьники сшили 15 зайчиков, а белочек на 7 больше. Сколько всего игрушек сшили для детского сада?

    16) В оркестре 8 балалаек, а домр на 5 больше. Сколько всего музыкальных инструментов в оркестре?

    17) Дачники летом собрали 33 кг малины, а смородины на 14 кг больше. Сколько всего килограммов ягод собрали дачники?

    18) На дереве 24 груши, а под деревом на 15 груш меньше. Сколько всего груш на дереве и под деревом?

    19) Слону в зоологическом парке дают в сутки 20 кг картофеля, а моркови на 15 кг меньше. Сколько килограммов картофеля и моркови съедает слон за один день?

    20) У Мурки три котёнка, у Пушинки на 2 котёнка больше, а у Дымки столько котят, сколько у Мурки и Пушинки вместе. Сколько котят у Дымки?

    21) В одном доме 40 жильцов, во втором на 20 человек больше. Сколько жильцов в двух домах?

    22) На первом этаже живёт 30 человек, а на втором на 10 человек больше. Сколько человек живёт на двух этажах?

    23) На одной грядке 45 кустов клубники, на второй на 17 кустов больше. Сколько кустов клубники на двух грядках?

    24) Холмогорский гусь весит 9 кг, а тульский на 2 кг меньше. Сколько весят холмогорский и тульский гусь вместе?

    25) На полке 32 кассеты с песнями, а со сказками на 18 кассет больше. Сколько всего кассет на полке?

    26) На земле существует около 6 тысяч видов папоротников, лишайников на 12 тысяч видов больше, а видов водорослей столько, сколько видов папоротника и лишайников вместе. Сколько на земле видов водорослей?

    27) Длина головы кита 6 м, а длина туловища на 6 м длиннее. Какова общая длина кита?

    28) Мама испекла 18 блинчиков с мясом, а с творогом на 5 меньше. Сколько всего блинчиков испекла мама?

    29) На уроке труда ребята сделали 24 поделки из пластилина, а из глины на 13 поделок больше. Сколько поделок сделали дети?

    30) В первый день туристы прошли 10 км, во второй на 2 км больше, а в третий столько, сколько в первый и второй день вместе. Сколько километров прошли туристы в третий день?

    31) Средняя высота айсберга над водой 100 м, а под водой на 600 м больше. Какова общая высота айсберга?

    32) Андрей поймал столько раков, сколько букв в его имени, а Саша на 7 раков больше. Сколько раков поймали оба мальчика?

    СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА

    1 - 2 КЛАССЫ

    При решении составных задач на нахождение остатка для 1 - 2 классов выполняется обычно два действия. Первым действием находится сумма двух известных (из условия задачи) слагаемых, либо находится разность между известным (по условию задачи) уменьшаемым и одним из двух известных (по условию задачи) вычитаемым. Вторым действием находится разность между суммой полученной в первом действии и известным (по условию задачи) вычитаемым, либо находится разность между разностью полученной в первом действии (после вычитания первого вычитаемого) и вторым известным (по условию задачи) вычитаемым. В обоих случаях полученная после второго действия разность и будет искомым остатком, то есть ответом к задаче.

     

    Примеры составных задач на нахождение остатка:

    1) В первом куске было 7 метров ткани, во втором 5 метров. Купили 4 метра. Сколько метров ткани осталось?

    2) Мама дала Саше 15 черешен. Братику он отдал 5 черешен, а сестричке 6 черешен. Сколько черешен он оставил себе?

    3) На полке стояло 20 книг. В первый день взяли 5 книг, во второй 4 книги. Сколько книг осталось на полке?

    4) На первой полке было 9 книг, на второй 8 книг. 7 книг взяли. Сколько книг осталось на двух полках?

    5) В классе учились 11 девочек и 9 мальчиков. Потом 4 человека ушли. Сколько человек осталось?

    6) Собрали 36 кг ягод чёрной смородины, а красной смородины собрали 24 кг. Хозяйка продала на рынке 18 кг смородины. Сколько килограммов смородины осталось?

    7) В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?

    8) Под одной яблоней было 14 яблок, под другой 23 яблока. Ёжик утащил 12 яблок. Сколько яблок осталось?

    9) На одной аллее 15 скамеек, а на другой 22 скамейки. Унесли 6 скамеек. Сколько скамеек осталось?

    10) В магазин привезли 32 пары женской обуви и 42 пары мужской обуви. Продали 14 пар обуви. Сколько пар обуви осталось?

    11) В одном вагоне было 34 человека, в другом 12 человек. На остановке вышли 15 человек. Сколько человек осталось в этих вагонах?

    12) На складе было 37 мешков гречневой крупы и 43 мешка пшена. В магазин отправили 50 мешков. Сколько мешков осталось на складе

    13) Девочка принесла из леса 15 рыжиков и 38 волнушек. 7 грибов оказались червивыми. Сколько хороших грибов принесла девочка?

    14) Семья собрала летом 16 кг клюквы и 14 кг черники. 8 кг ягод съели, а из остальных сварили варенье. Сколько килограммов ягод пошло на варенье?

    15) Девочке купили 7 м синей ленты и 6 м красной; 5 м истратили на отделку платья. Сколько метров ленты осталось?

    16) В одной вазе было 12 слив, а в другой 18 слив. 15 слив съели. Сколько слив осталось?

    17) У одной таксы родилось 7 щенков, а у другой 10. 12 из них рыжего цвета, а остальные - чёрные. Сколько чёрных щенков у такс?

    18) У Юры было 21 тетрадка в клетку и 16 тетрадей в линейку. К концу учебного года он исписал 34 тетради. Сколько чистых тетрадей осталось у Юры?

    19) В коридоре горит 14 лампочек, а в комнате 12. 8 лампочек перегорело. Сколько лампочек осталось?

    20) В одном ящике было 11 кг фруктов, а в другом 13 кг. Из 9 кг сварили компот. Сколько килограммов фруктов осталось?

    21) В киоске было 58 карандашей. В первый день продали 24 карандаша, а во второй 17 карандашей. Сколько карандашей осталось?

    22) В магазин в первый день прислали 45 курток, а во второй 36 курток. Продали 29 курток. Сколько курток осталось продать?

    23) Маше на день рождения подарили 12 красных шариков и 11 синих. 5 она подарила своей младшей сестре. Сколько шариков осталось у Маши?

     24) В столовую завезли 34 кг белого хлеба и 28 кг чёрного. Продали 29 кг хлеба. Сколько килограммов хлеба осталось в столовой?

    25) В банку положили 2 кг мёда, потом на 3 кг больше. Определите массу банки без мёда, если масса банки с мёдом 8 кг.

    26) В бочке было 15 л воды. В первый день израсходовали 3 л, а во второй 7 л. Сколько литров воды осталось в бочке?

    27) Брат собрал 8 стаканов малины, а сестра на 3 стакана меньше. Из 10 стаканов сварили варенье, а остальную малину съели. Сколько стаканов малины съели?

    28) От земли до крыши дома 9 м; связали две лестницы: в 3 м и 4 м. Можно ли по ним влезть на крышу?

    29) Мальчик сорвал 15 сладких яблок и 5 кислых. Из них 3 оказались гнилыми. Сколько сорвано хороших яблок?