Воскресенье, 20 Август 2017, 20:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Классный руководитель Железнова Людмила Анатольевна

Меню сайта
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Игры и задания со звуками

    «Игры и игровые задания для формирования звукового анализа»

    1. Игры с использованием Звуковичков.

    Они - носители и хранители звуков, живут в стране слов. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотри рисунок на его крылышках. Если нарисован ландыш, то это Звуковичок Л, если люстра - ЛЬ.

    Варианты игр:

    1.1 «Угадай как нас зовут?»

    Показывают детям 5-6 Звуковичков. По рисунку на крылышках дети определяют его имя.

    1.2 «Кто лучше покормит Звуковичка?» Показывают Звуковичка. По рисунку на крылышках узнают его имя. Кто больше придумает слов на этот звук?

    1.3 «Почему заболел Звуковичок?»

    На крылышках грустного Звуковичка [м] нарисовано: мак, мох, мыло, машина, миска. Почему он заболел? Так как художник ему по ошибке дал предмет с [мь].

    1.4 «Рисуем крылышки Звуковичку»

    Дети сами подбирают и рисуют Звуковичку предметы на крылышках.

    2. «Подарки Аленке»

    Аленке на день рождения подарили много игрушек, в названии которых есть звук [у]. Угадай, что ей могли подарить?

    Вариант игры:

    2.1 «Загрузи корабль» (машину, самолет и т.п.).

    Корабль собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у]. Ребенок рисует нужные предметы на корабле

    3. «Найди общий звук»

    Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

    Логопед произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

    - Какой звук встречается во всех словах?

    Чайник, очки, ключи.

    Жаба, лыжи, жук.

    Липа, лес, соль.

    Попутно выясняем лексическое значение малознакомых и неизвестных слов. Просим детей придумать аналогичное задание.

    4. «Найди лишнее слово»

    В трех словах есть общий звук, а в четвертом - нет.

    Щука, плащ, шерсть, клещи.

    Кукла, мяч, чайник, чашка.

    Овца, цыпленок, солнце, луна.

    Игры, помогающие определить место звука в слове.

    1. «Звукоедик»

    У Звуковичков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается первыми звуками в словах (или последними).

    ...иван, ...каф, сто..., сту... и т.п.

    Варианты игры:

    1.1 Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый или последний звук в названии фруктов.

    1.2 Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев.

    1.3 Звукоедик может попасть в огород, магазин, на улицу, в цирк и т.д.

    Играем до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в слове.

    2. «Подарки зверюшкам»

    Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

    Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?

    3. «Цепочка слов»

    Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются «цепочку»: каждое следующее начинается с последнего звука предыдущего слова.

    Варианты игры:

    3.1 «Звуковое домино»

    Играющим раздаются карточки с изображением разных предметов и 3 пустых. Дети выкладывают карточки так, чтобы они составили цепочку слов. Если нет карточки с изображением предмета, в названии которого есть нужный звук, то ребенок рисует этот предмет на пустом листочке.

    3.2 Детям дается предметная картинка и альбомный лист. Ребенок рисует 5 предметов в определенной последовательности.

    3.3 Незнайка решил поиграть в «Цепочку слов»

    Он нарисовал: чайник - чашка – сахар – варенье - печенье. Почему он ошибся? Он сыграл по правилам?

    4. «Кто больше?»

    Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

    - в начале слова

    - в середине

    - в конце слова

    5. «Подбери слова к схеме»

    Материал: предметные картинки, листы бумаги, карточки.

    У каждого картинка и 2 карточки, лист бумаги. Закрашенная клеточка обозначает место звука в слове.

    Задание: к схеме подобрать карточки. Для активизации внимания используются слова-«ловушки», которые не подходят к данным схемам.

    6. «Добавь звук», «Звук заблудился»

    К в карман к монтеру - прыг!

    А в кармане - ролики.

    Из кармана в тот же миг

    Выскочили ... (кролики).

     

    Закричал охотник: «Ой!

    Двери гонятся за мной!»

     

    Тает снег, течет ручей,

    На ветвях полно врачей.

     

    Посмотрите-ка, ребятки,

    Раки выросли на грядке.

     

    На виду у детворы

    Крысу красят маляры. (По А.Шибаеву)

     

    Расцвели на клумбе козы.

    В огород забрались розы.

     

    У слона огромный робот.

    На заводе сделан хобот. (По И.Лопухиной)

    7. «Отними (добавь) звук»

    косы - осы верь - зверь - дверь

    крот - рот кот - скот

    гром - ром

    шмель - мель

    Учимся слышать твердые и мягкие согласные.

    1. «Найди свой домик»

    Игровой материал: 2 домика, картинки.

    В разных концах комнаты крепятся 2 домика: синий и зеленый. У детей карточки с изображением предметов. Все изображают «звуки»: «летают» по комнате и поют свои звуки. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке.

    «Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домики. В синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определить свой звук, того в дом не пускают. Этот «звук вымок под дождем».

    Если дети легко определяют первый звук по твердости-мягкости, то вводим слова-«ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет домика.

    2.«Мамина сумка»

    Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названии которых есть звук [м]. Нарисуйте их.

    Варианты игры:

    2.1 «Мама варила обед»

    Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук [р] т.п.

    3. «Построим дом»

    На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в названии которых есть [р]: крыша, труба, крыльцо, рама, забор вокруг дома. Потом рисуют предметы только с [рь]: двери, козырек над дверью, деревья у дома.

    Ребенку можно предложить помощь в виде наводящих вопросов:

    - Из какого материала сделан дом: он кирпичный, деревянный?

    - Какой краской его покрасим: серой, розовой, коричневой?

    - Какие кустарники нарисуем вокруг дома: смородину, сирень?

    - Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

    Учимся выполнять звуковой анализ слов.

    Для совершенствования навыков звукового анализа в работе используются следующие дидактические игры:

    1. «Отгадай слово»

    Перед детьми звуковая модель слова

    Отгадайте, какое слово зашифровано. Дети с помощью вопросов выясняют, к какой группе относится данное слово:

    - Это живое или нет?

    - Это живое.

    - Это человек?

    - Нет.

    - Это летает?

    - Да.

    - Это птица?

    - Нет.

    - Это насекомое?

    - Да.

    - Это муха.

    2. «Отгадай загадку»

    Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

    Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает

    Ребенок пишет отгадку в виде схемы.

    3. «Живые звуки»

    Дети “превращаются “ в звуки. Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

    4. «Назови слово по модели»

    Материал: доска, мелки, предметные картинки, цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов и звуковыми схемами слов.

    На доске мелками рисуются звуковые схемы слов. Детям задается вопрос: Кто подберет слово, которое подходит к схеме?

    Используются разные модели:

    Варианты игры:

    4.1. “ Найди свою схему “

    3 ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.

    4.2. “ Найди свою дорожку “

    Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем - рисунки с изображениями предметов, слева - в любом порядке звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкой рисунок с нужной схемой.

    Можно использовать усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

    Игровые упражнения с буквами.

    1. «Исправь букву»

    Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайтесь, какие это буквы и исправьте их.

    2. «Какие это буквы?»

    Материал: буквы из картона.

    Правила: из картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

    3. «Разрезные буквы»

    Материал: листочки цветной бумаги для букв.

    На отдельных листочках написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Лист разрезаем на 2-3 части. Дети собирают буквы, а потом из них слова.

    4. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

    Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели используются различные виды заданий и упражнений (смотри дальше).

    5. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

    6. «Определение букв», написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

    Какие буквы стоят кверху ногами? Впиши их в клетки правильно.

    7. «Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

    8. «Найти недостающие элементы буквы» Для этого обращаюсь к игре «Буква сломалась».

    - На шариках нарисованы буквы и их элементы. Преврати их в букву Щ.

    9. «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.п.»

    10. «Определение буквы», «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

    11. «Систематическое придумывание детьми слов на данную букву» Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны четко усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

    12. «Нахождение букв в геометрических фигурах».

    Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: о, у, и, м, п, г, т, р, л и т.д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

    13. «Поиск букв, наложенных друг на друга.

    14. «Придумывание слов на данную букву в определенной позиции» (в начале, в середине, в конце слова).

    15.» Конструирование букв из их элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.»

    16. «Мягкие буквы».

    (направлено на запоминание формы буквы ,соотношения её частей и пропорций).

    Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

    17. «Допиши букву»

    Ход игры: Логопед предлагает детям дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ребенок, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

    18. «Угадай, кто я».

    Цель: Закрепление начертания букв, соотнесение их со звуками.

    Оборудование: Элементы букв у каждого ребенка. Ход игры: Логопед называет элементы букв. Дети находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.

    19. «Соедини одинаковые буквы»