Суббота, 23 Сентябрь 2017, 05:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Категории раздела
Мои файлы [73]
Меню сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
    07 Март 2016, 11:13

    Задания

    1.П р о ч и т а й т е. Спишите, разделяя каждое слово предложения на слоги. Подчеркните сочетания жи и ши.

    Нажимаю на педаль –
    И машина мчится вдаль.
                Б. Заходер


    2.П р о ч и т а й т е  предложения, вставляя в слова слог жи или ши.

    Проснулись е..., выползают у..., строят  ...лища  чи... и стри....

    Миша, Миша: не спе...,
    Повнимательней пи...!
    Да потише на...май,
    Карандаш свой не сломай!
                    Г. Ладонщиков

    3.П о д б е р и т е  подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму жи-ши.

    Летучие … . Душистые … . Колючие … .
    Цветные … . Проворные … . Густые … .

    Слова для справок: еж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

    4.К  д а н н ы м словам подберите и запишите слова, которые обозначают детенышей.

    Волк, заяц, галка.

    Выделите орфограмму ча-ща.

    5.П од б е р и т е  подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.

    Коровы … . Сороки … . Мыши … .
    Медведи … . Петухи … . Дятлы … .

    Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

    Щеткой чи я щенка, щеко ему бока.

    Я по улице ска, я веревочку вер.

    6.С о с т а в ь т е  из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым.

    Ч..щ.., полна, звуков, лесная.
    По, дятел, стуч..л, дубу.
    Круж..лись, елью, над, клесты.
    Срывали, шишки, клювами, они.
    Искали, птицы, пищу.

    7.П р о ч и т а й т е   рифмовки, которые составила Н. М. Бетенькова. Может быть, и вы составите свою рифмовку? Попробуйте!

    Пища, чаща, роща, куча,
    Саранча, кочан и туча,
    Дача, чайка, каланча –
    Все слова на ча и ща.

    Щука, чум, ищу, молчу … –
    Все слова на чу и щу.
    Я их твердо заучу
    И пятерку получу.

    8.С п и ш и т е , исправьте ошибки.

    Луна освещяла лисную чящю. В траве трищяли кузнечики. Для зеленого барщя нужен щявель. В чаще щибечют птицы.

    9.П р о ч и т а й т е . Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова.

    На дорожках лу__цы,

    На асфальте ро__цы,

    За окном кри__т гал__та,

    Под крыльцом пи__т котята,

    В речке пле__тся __рята,

    В клетках прыгают кроль__та,

    А у дерева в ти__

    Е__ха к ё__ку спе__т.

    10.П р о ч и т а й т е  стихотворение Ю. Могутина. Выпишите слова с пропущенными буквами.

    Ерши
    Над реч__шкою в тиш__.
    Шелестят камыш__.
    А в воде, у камышей, –
    Шесть задиристых ершей.
    Не ерш__тесь вы, ерш__,
    Лучше спрячьтесь в камыш__.
    Вас, ершей-малышей,
    Щ__ка ждет у камышей.

    11.П о с л у ш а й т е   загадки. Запишите отгадки.

    Мухи белые летели,
    На дворы, на крыши сели.
    Не сочтете белых мух,
    Что летают, словно пух.
                (Снежинки.)

    Стой, плотва и караси!
    И пощады не проси:
    Я хозяйка здесь в пруду,
    На охоту я иду.
                (Щука.)
       
    На плите стоит, пыхтит,
    А из носа пар валит.
                (Чайник.)

    Маленькие зверьки,
    Серенькие шубки.
    Черненькие глазки,
    Остренькие зубки.
                (Мыши.)

    Кувшинчики и блюдца
    Не тонут и не бьются.
                (Кувшинка.)

    Два березовых коня
    По снегам несут меня.
    Кони эти рыжи,
    А зовут их …
                (Лыжи.)

    Каждой весною
    Лапы еловые
    Старые лампы
    Меняют на новые.
                (Шишки.)

    Белокрылая птица
    Над морем летает,
    Рыбу увидит –
    Клювом хватает.
                (Чайка.)

    Точно мы должны ходить,
    Можем рано разбудить.
    Бить умеем, но не вас.
    Отбиваем каждый час.
                (Часы.)

    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
    Больше греться не хочу.
    Крышка громко зазвенела:
    «Пейте чай, вода вскипела!»
                (Чайник.)

    Я одеваюсь не по моде,
    Весь век стою как на часах
    В саду ли, в поле, в огороде,
    На стаи нагоняя страх.
    И пуще огня, хлыста или палки
    Страшатся меня грачи и галки.
                (Чучело.)

    12.У г а д а й т е   и запишите последнее слово.

    Ты к обеду положи
    Ложки, вилки и …. (ножи).

    Кот живет у нас на крыше,
    А в чулане жили … (мыши).

    У Сережи, посмотри,
    Есть колючие … (ежи).

    Принесла нам дождь плакучий,
    Эта грозовая … (туча).

    Я щенка от злющей стужи защищал
    Щенок от радости … (пищал).

    Наступает темнота.
    На столе горит … (свеча).

    Петя чуть не плачет.
    Очень трудная … (задача).

    Мама зайчатам на лапки
    Купила белые … (перчатки).

    На рыбалке не ворчу,
    Щуку из реки … (тащу).

    Волки рыщут,
    Пищу … (ищут).

    Я откликаться не хочу,
    Меня зовут, а я … (молчу).

    Пескарю, плотвице – му?ка,
    Если близко рыщет … (щука).

    Я только нитки отыщу
    И змея в небо … (запущу).

    13.П р о ч и т а й т е   стихи. Вставьте пропущенные слоги.

    Жи, ши, чу, щу.
    __ли  на__  мы__
    за трубой на крыше.
    Там __десное местечко,
    Потому что рядом речка.
    Су__т печка сухари,
    Мы__ и__т крошки.
    Знают даже малы__:
    И__т мышек кошки.

    Ча, чу, щу, жи.
    __сто в __ще я и__
    Ягодку малинку.
    Я мол__, мол__, мол__,
    Все кладу в корзинку.
    Вот уже закрыто дно.
    Вот уж серединка.
    Я и__, и__, и__.
    Пока__сь, малинка!


    14.Р а с с т а в ь т е  слоги в словах правильно, запишите получившиеся слова.

    Жойчу, кащу, гучунок, щууго, ощуты, чечуло, щуи, чувыру.

    15.П р о ч и т а й т е  слова. В какие из них нужно вставить буквы  ы–и, а–я?

    ы или и                 а или я
    р..ба                ч..шка
    ш..шка                дач..
    ж..раф                м..чик
    ш..повник            щ..ве?ль
    маш..на                рощ..

    16.З а п и ш и т е   предложения, вставив пропущенные буквы.

    У розы колючие ш..пы. У нас ж..вет собака Рыж..к.

    Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима!

    За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять.

    Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.., чтобы везде было чисто.

    17.Н а п и ш и т е   слова во множественном числе. Выделите орфограмму жи-ши.

    ландыш – … 
    еж – …
    ерш – …
    мышь – …
    нож – …
    груша – …
    уж – …
    малыш – …

    18.В ы п и ш и т е   слова с буквой ы.

    Малыш.., м..сли, кр..са, кувш..н, ланд..ш, кам..ш.

    19.З а п и ш и т е   предложения под диктовку, выделите орфограмму жи-ши.

    У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.

    20.И з м е н и т е   слова по образцу, выделите орфограмму ча-ща.

    молчит – молчат.
    кричит – …
    рычит – …
    пищит – …
    стучит – …

    21.В ы п и ш и т е   слова с буквой я.

    Куч. , мал. р, пр. ник, пол. на, ч. йка, внуч. та.

    22.З а п и ш и т е   предложения под диктовку, выделите орфограмму ча-ща.

    Для борща нужен щавель.
    Трещат кузнечики.
    Пищат в чаще галчата.
    Внучата пили чай у бабушки.

    23.И з м е н и т е  слова по образцу, выделите орфограмму чу-щу.

    молчит – молчу
    кричит – …
    рычит – …
    пищит – …
    стучит – …

    24.В ы п и ш и т е  слова с буквой ю.

    Л..стра, Л..ся, кл. чик, кол..чка, ч..лки, щ..ка.

    25.З а п и ш и т е  предложения под диктовку, выделите предложения чу-щу.

    Я звоню врачу на дачу. Я кричу. Я видел чудесную рощу. Я слова учу, учу и пятёрку получу.

    26.Н а п и ш и т е  ответы на вопросы. Выделите орфограмму жи-ши.

    Какие цветы расцветают в мае?
    Что растет на соснах и елях?
    Как называется дикая роза?

    27.З а м е н и т е  подчеркнутое слово близким по значению, выделите орфограммы.

    Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.

    28.К  д а н н ы м  словам подберите слова с сочетанием ча-ща. Напишите их. Выделите орфограммы.

    волшебник – …
    нередко – …
    глушь – …
    горемычный – …
    храбрец – …
    жалеть – …

    Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.

    29.И з м е н и т е   подчеркнутые слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаю?

    Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки.

    30.О т в е т ь т е   на вопросы, раскрыв скобки.

    Решить что? (задача).
    Позвонить кому? (врач).
    Приехать куда? (дача).
    Зайти к кому? (товарищ).
    Надеяться на что? (встреча).
    Пойти куда? (роща).

    31.К  д а н н ы м  словам подберите слова, близкие по значению. Выделите орфограмму чу-щу.

    внимательный – …
    грязный – …
    изумительный – …
    скучаю – …
    Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий.

    32.З а п и ш и т е  слова в три столбика.

    Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.

    33.П р о ч и т а й т е   текст. Озаглавьте. Выделите орфограммы и запишите под диктовку.

    Дедушка подарил мне двух зайчат. Я хорошо ухаживал за ними. Зайчата подросли и стали большими. Весной я понес их в лес и выпустил на волю. Зайчата радостно помчались по лесу.

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: Айрон
    Просмотров: 859 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: