Пятница, 20 Сентября 2019, 23:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Категории раздела
Мои файлы [73]
Меню сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Однородные члены
    16 Октября 2014, 20:12

    Однородные члены предложения – это члены предложения, которые  
    связаны с одним и тем же словом в предложении и обычно отвечают на  
    один и тот же вопрос.

    Однородными членами могут быть и главные члены предложения  (Зашумели, застонали, тревожно зашевелись старые зеленые тополя.Однородные сказуемые), и второстепенные члены  
    предложения (Книги лежали на столе и в шкафу. Однородные дополнения.)

    Однородные члены в устной речи оформлены интонационно (интонацией перечисления), а в письменной речи пунктуационно (запятыми).

    Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова.

    Мужики снимали с головы шапки и кланялись.

    (Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).

    Однородные и неоднородные определения

    К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.

    1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.

    По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский).

    В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА: ПУРПУРНУЮ, ЛИЛОВУЮ, ЗЕЛЁНУЮ И ЛИМОННУЮ ;они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.

    2.Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:

    Был невыносимо жаркий    июльский день. (Тургенев).

    Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день. Это неоднородные определения.

    Запятые между однородными членами

    1.Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые.
    В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются. 
     (С. Аскаков)

    2.Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны.

    Желтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина.

    3.Запятая между однородными членами ставится, если они соединены:

    • противительными союзами, в том числе да взначении но
    • составными разделительными союзами как... так и; не только... но и; не то... не то и др.; или... или; либо... либо
    • повторяющимся соединительным союзом и

    4.Запятая ставится между группами однородных членов, соединенных союзами попарно:
    На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.

    Не являются однородными членами предложения:

    1.Повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

    Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились. Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

    Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

    2.Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

    3.Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

    4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк.

    В них запятая не ставится.

    Помни!

    Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

    Он говорил медленно, с большими паузами. (В этом предложении первое обстоятельство выражено наречием, а второе – существительным с предлогом.)

    Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

    Ловушка №1!

    В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

    Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

    (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами)

    Запятые нигде не ставятся!

    Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

    Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – Куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.

    Алгоритм действий при работе с однородными членами.

    1) В каждом предложении найди однородные члены предложения (см. три признаки однородных членов в самом начале главы).

    2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга.

    3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом.

    4) Построй схему и расставь запятые.

    Упражнения для закрепления:

    ТЕСТ:

    1. Члены предложения называются однородными,если ….

    1) отвечают на один и тот же вопрос;
    2) относятся к одному и тому же члену предложения:
    3) состоят из одних и тех же частей речи;
    4) пишутся с одной и той же орфограммой.

    2. Какие члены предложения бывают однородными?

    1) подлежащие;
    2) сказуемые;
    3) второстепенными членами.

    3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

    1) интонацией перечисления;
    2) союзами;
    3) предлогами.

    4.Найди предложение с однородными членами.

    1) Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
    2)Цапли живут на болоте.
    3) Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

    2.Составить и записать одно предложение из двух.

    Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо.
    Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам.
    Осень раздевает лес. Осень студит воду.
    Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по небу облака.

    3.Напишите небольшой рассказ с однородными членами.

    Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
    4.Спиши, расставь знаки препинания.

     Не железным ключом открывается сердце  а добротой.
     Осенней свежестью  листвою и плодами благоухает сад.

    Маша  Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали.

    В пруду плескались караси и карпы.

    В сосновом бору вы можете увидеть дятла или белку.

    Я люблю гулять в лесу тихо с остановками.

    5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

    2) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

    3) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

    6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

    2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

    3) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

    7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.

    2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.

    3) Дом невелик да лежать не велит.

    4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.

    8.Расставить нужные знаки препинания.

    1. Он лежал на спине_ и долго смотрел в небо.
    2. Ураган вчера повалил деревья в парке_ и рекламные щиты на улицах.
    3. Очерки деревьев, обрызганных дождем_ и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака (Тургенев).
    4. Измученные_ грязные_ мокрые, мы достигли берега (По Тургеневу).
    5. В глубокой тишине четко_ и осторожно отдавалось по саду чоканье соловья (Бунин).
    6. Собрала я свое добришко_ и вернулась к сестре (Бунин).
    7. Роса серебрилась по мокрым_ пахучим_ густым цветам_ и травам (Бунин).
    8. Стук копыт_ звон колеса отзывались громом_ и отдавались с четырех сторон (По Гоголю).
    9. Шумнее_ и шумнее раздавались по улицам песни_ и крики (Гоголь).
    10. Мы взяли с собой резиновую_ надувную лодку_ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (Паустовский)
    11. Официант поставил на стол холодные_ горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную семгу.
    12. Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий_ могучий_ грозный шум громадной толпы (Бабель).
    13. Я бросил в волчицу тяжелым_ свинцовым грузилом (Паустовский).
    14. Отсюда был виден большой_ запущенный сад (А. Гайдар).
    15. Евгений Шварц вырос в маленьком_ провинциальном_ южном городе Майкопе.
    16. В глубине сада торчал неуклюжий_ двухэтажный сарай, а под крышей этого сарая развевался маленький_ красный флаг (Гайдар).
    17. Особенно хорошо в беседке в тихие_ осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый_ отвесный дождь (Паустовский).
    18. На выставке представлено много газовых_ электрических плит_ и печей.
    19. Впереди - пустынный_ сентябрьский день (Паустовский).
    20. Он уложил в чемодан_ не только одежду_ но и книги.
    21. Он решил укладывать в чемодан_ либо одежду_ либо книги.
    22. Он достал чемодан и положил туда_ и рубашки_ и галстуки_ и альбом с фотографиями.
    23. В альбоме были фотографии его жены_ и родственников_ и друзей.
    24. В глубине сада стоял небольшой флигель с маленькими окнами, не открывавшимися_ ни зимой_ ни летом.
    25. На столе уже стояли пирожки_ и блины, оладьи_ и сырники.
    26. Я закажу_ или мороженое_ или клубничный сок.
    27. Я закажу мороженое_ или клубничный пирог_ или ватрушку.
    28. Я закажу_ не только мороженое_ но и яблочный пирог.
    29. Раньше Егорушка не видел никогда_ ни пароходов_ ни локомотивов_ ни широких рек (Чехов).
    30. На левой стороне видны обширные поля_ лесочки_ три_ или четыре деревеньки_ и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим (Карамзин).
    31. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды_ и пращ_ и стрела_ и лукавый кинжал_ щадят победителя годы (Пушкин).
    32. Цветов росло там много_ журавлиного горошку_ кашки_ колокольчиков_ незабудок_ полевых гвоздик (Тургенев).
    33. Он знает толк во всем, что важно_ и занимательно для русского человека_ в лошадях_ и в скотине_ в лесе_ в кирпичах_ и в посуде_ в красном товаре_ и в кожевенном_ в песнях_ и плясках (Тургенев).
    34. У зайца много врагов: и волк_ и лиса_ и человек.
    35. Дома ли_ на улице ли_ в гостях_ везде чувствовал он на себе чей-то взгляд.
    36. Татьяна приготовила все необходимое для вышивки_ разноцветные нитки_ бисер_ блестки_ бусины.
    37. В нашем универмаге вы сможете приобрести различные_ головные уборы_ кепки_ шляпы_ зимние_ и спортивные шапки.
    38. Повсюду_ в клубе_ на улицах_ на скамейках у ворот_ в домах_ происходили шумные разговоры (Гаршин).
    39. Все слилось, все смешалось_ земля_ воздух_ небо.
    40. На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки_ раков_ и бараньи котлеты (Чехов).
    41. В нем не осталось никаких человеческих чувств_ ни любви к сыну_ ни сострадания к ближнему.
    42. Лиственные деревья_ осины_ ольха_ березки_ еще голы (Солоухин).
    43. Капли росы переливались всеми цветами радуги_ красным_ желтым_ зеленым_ фиолетовым.
    44. Радостно_ молодо было_ и на небе_ и на земле_ и в сердце человека (Толстой).
    45. Брошены были все привычные занятия_ шахматы_ шашки_ волейбол_ городки.
    46. Меж ними все рождало споры_ и к размышлению влекло_ племен минувших договоры_ плоды наук_ добро_ и зло_ и предрассудки вековые_ и гроба тайны роковые, судьба_ и жизнь в свою чреду_ все подвергалось их суду (Пушкин).
    47. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел_ читает партитуру, машет палочкой_ следит за певцом_ делает движение в сторону то барабана_ то валторны и проч. (Чехов).

    Восстановленные диктанты

    Выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти все предложение.

    Летнее солнце плывет над полями, над пыльной дорогой. Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы.

    (И. Соколов-Микитов)

    Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, норовят побольше ущипнуть.

    (Э. Шим)

    Кот увидел Каштанку вскочил, выгнул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. Собака испугалась, громко залаяла и бросилась к коту.

    (А. Чехов)

    По опушкам лесов растут красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые подберезовики, скользкие грузди и душистые рыжики.

    (И. Соколов-Микитов)

     

    Зрительные диктанты

    Указать устно пропущенные знаки препинания и записать предложения под диктовку.

    1) Сидела лягушка-квакушка на болоте ловила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами (В. Гаршин). 2) Прилетела цапля к озеру вошла в воду по колени наклонила голову и притаилась (И. Дробков). 3) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора (Ф. Тютчев). 4) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую черную серую и почти белую (К. Паустовский). 5) Месяц сентябрь пора пестрых листьев листья летят кружатся падают скачут (Н. Сладков).

     

    Проверочные диктанты

    Петька

    В заповеднике жил Петька. Это была большая, черная, серьезная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже спрятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов)

    (И. Соколов-Микитов)

    Слова для справок: в заповеднике, монета, тоже, песчаный.

    Куница

    Ночь в густом лесу. Вот вышла из-за тучи луна. Засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах. Засеребрился ствол старой осины. У вершины ее чернело дупло. Там жила белка-летяга. По снегу мягкими прыжками подбежал длинный зверек. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась. Мелькнули острые, хищные зубы. Это была куница. Куница бежала по осине к дуплу. Белка заметила хищника и легко прыгнула на ветку соседней сосны. (71 слово)

    (В. Бианки)

    Слова для справок: ее, из-за, соседней.

    Конец августа

    Лето кончалось. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.

    В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые, крепкие. (77 слов)

    (Г. Скребицкий)

    Категория: Мои файлы | Добавил: Айрон
    Просмотров: 8542 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5
    Всего комментариев: 1
    0
    1 Айрон  
    Спасибо!

    Имя *:
    Email *:
    Код *: