Пятница, 20 Сентября 2019, 23:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

1 "А" класс МОУ "Лицей №7"

Категории раздела
Мои файлы [73]
Меню сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Падежи
    18 Февраля 2014, 14:01
    Памятка

    Как написать безударное окончание имени существительного:
     
    1.Определить падеж – поставить к слову вопрос от главного слова – и по вопросу определить падеж.

    2.Определить склонение.
    Для этого ставим существительное в начальную форму:
     
    Именительный падеж, ед. число – Кто? Что?
     
    Определить род этого существительного и посмотреть на окончание.
     
    3.Вспомнить таблицу окончаний.
     
    Образец рассуждения:
    Яблоки лежат в корзин*.
     
    1.Лежат ( в чём) в корзине – П.п.
     
    2.В корзин* - начальная форма – КОРЗИНА – женский род, окончание - А, значит первое склонение.
     
    3.В первом склонении предложного падежа – окончание –Е.
     
    Склонения.
     
         Склонение существительных определяется по начальной форме слова, т.е. существительное должно быть в форме
     единственного числа в именительном падеже
    (слова должны отвечать на вопросы Кто? Что?).
     
          Если существительное стоит в форме множественного числа, то для определения склонения его надо поставить в форму единственного числа. Если стоит в косвенном падеже - поставить в форму именительного падежа.
         У существительных, не имеющих формы единственного числа ( санки, клещи, брюки и т.д.) склонение не определяется.
     
    Типы склонений:
     
    1 склонение - существительные ЖЕНСКОГО и МУЖСКОГО  рода
                          с окончанием -А, -Я
    земля, Емеля, папа, кружка
    ............................................................................................................
     
    2 склонение - существительные МУЖСКОГО рода с нулевым 
                           окончанием ;
                           все существительные СРЕДНЕГО рода
     герой, конь, окно, солнце
    .............................................................................................................
     
    3 склонение - существительные ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием
                           с ь знаком на конце.
    мяч, мышь, молодёжь.
    ...................................................................................................................
    ЗАДАНИЯ.
     
    1) Прочитайте стихотворение и определите склонение у всех имен существительных.
    Солнце греет землю слабо,
    По ночам трещит мороз.
    Во дворе у снежной бабы
    Побелел морковный нос.
     
    2)Вставьте пропущенные окончания.
     
    Обратиться к подруг… ,близко от деревн… ,купила в касс… ,уйти без игрушк… ,говорил с дедушк…й ,шёл по дорожк… ,сидели на яблон…, махать шапк…й ,встала с кроват…  .
     
    Тест по теме имя существительное .
     
    1. Имя существительное -
    1)обозначает признак предмета
    2) обозначает предмет
    3) обозначает действие предмета
     
    2.Какое слово лишнее?
    1) солнце
    2) радость
    3)окно
     
    3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода?
    1)марка для письма
    2) страница книги
    3) компот из вишни
     
    4. Какое имя существительное первого склонения?
    1) декабрь
    2) дядя
    3) стекло
     
    5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы кому? чему?
    1) Р.п.
    2) Д.п.
    3) В.п.
     
     6. К несклоняемым существительным относятся имена существительные 1) тетрадь
    2) зима
    3) радио
     
    3)Как можно озаглавить этот текст?
    Определить падежи имен существительных.
     
         Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки. Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.
     
    4)Творческие задания. 
    -К данным именам существительным подобрать имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные.
    Метель, холод, неправда, доктор, друг, путь.
    Поставьте их в творительном падеже.
     
    -Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.
    Кормит, лень, портит, а, труд.
    Птица, человек, крыльями, дружбой, сильна.
    Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.
     
    -Вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.
    Добежать ….. реки,
    подъехал …. заводу,
    летел …. полем,
    читал ….о животных,
    смотрел …. картину.
     
    5.Списать:
     
    Было лето. Под сосной лежала рысь и грелась на солнце. На ветку дерева села синица. Прошуршала в траве лесная мышь. Маленький рысенок весело бегал и прыгал по зеленой траве.
    1) подчеркнуть главные члены предложения;
    2) определить падежи имен существительных в каждом предложении;
    3) из второго предложения выписать словосочетания.
     
    6.Определить падеж существительных:
    Валя (…) на проталинке(…)
    Промочила валенки(…).
    Валенки(…) у Вареньки(…)
    Сохнут на завалинке(…).
     
    7.Спиши предложения. Слова в скобках напиши в нужном падеже. Обозначь падеж, род, выдели окончания.
     
    1) Ребята видели в (лес) (сова).
    2) На (верхушка берёза) кричал грач.
    3) Мама купила в (касса) билет.
    4) Привольно весной (зверь) в (лес), (птица) на (простор), (рыба) в (река), (бабочка) в (трава).
     
    8.Напиши ответы на вопросы. Обозначь падежи имён существительных.
     
    1) Куда пошли путники?
    2) На чём растёт хвоя?
    3) Что растёт в лесу?
    4) Чем забивают гвозди?
     
    9. Составь словосочетания, обозначь падежи существительных и род, выдели окончания.
     
    1) Смотрит, на, голубь;
    2) Летит, в, самолёт;
    3) Заблудился, в , пустыня;
    4) Видит, рыба;
    5) Сидит, около, дерево;
    6)Узнал, о, встреча.
     
    10.Напиши ответы на вопросы. Обозначь падежи имён существительных.
     
    1) Куда пошли путники?
    2) На чём растёт хвоя?
    3) Что растёт в лесу?
    4) Чем забивают гвозди?
     
    11. В скобках поставьте вопросы и укажите падеж им. сущ.
     
    Скоро наступит (что?) зима (Им.п.).
     
    1. (…….?) Лето (….) кончилось.
    2. Дует холодный (……?)ветер (….).
    3. Листья у (…….?) берёзы (….) пожелтели.
    4. Дети вышли из (……?) комнаты (….).
    5. Миша послал (…….?) письмо (….) (……?)брату (….).
    6. Валя была рада (……?) книжке (….).
    7. Буря сломала (……?) дуб (….).
    8. Над (……?) избой (….) вьётся дымок.
    9. Поле засеяли (……?) пшеницей (….).
    10.Дети читали стихи (…….?) о России (….).
     
    12.Образуй и запиши от данных слов однокоренные имена существительные 2 склонения.
     
    Старина, льдина, стекляшка, гора.
     
    13.От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.
     
    · Светлый
    · Бедный
    · Хитрый
     
    14.Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.
     
    Из з_мляной н_ры выгл_нула м_рдашка п_левой мыш_.
    От б_се_ки по пр_мой д_ро_ке мкдле_о ш_гал ст_ричок.
    М_рковь п_лезна для здоровья.
     
    15.Придумай и запиши предложение с существительным из словаря 3 склонения.
     
    16.Образуй и запиши от данных слов однокоренные имена существительные 3 склонения.
     
    Печник, болячка, ночник, площадка.
     
    17.От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.
     
    · Беглый
    · Верхний
    · Жалобный
     
    18.Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.
     
    К л_сному оз_ру от шо_е в_ла у_кая тр_пинка.
    Ср_ди нал_в_ных к_лос_ев рж_ с_нел гл_зок василька.
    Из т_жёлой тучи спл_шной ст_ной хлынул дож_.
     
    19.Придумай и запиши предложение с существительным из словаря 2 склонения.
     
    20.Спиши. Найди имена существительные.Укажи падеж имен существительных.
     
    На с_рени с_дит пч_ла.
    Над домом в_ётся лё_кий дымок.
    Ло_ка прич_лила к бер_гу.
    Др_ж_т л_сток на осине от ветра.
    По у_ской тр_пинке отря_ вышел на л_сное оз_ро.
     
    21.Укажи склоненине имён существительных. Разбери слова по составу.
     
    Пожарник - … скл.,
    грелка - … скл.,
    прорубь - …скл.
     
    22.Укажи падеж имен существительных.
     
    В цв_точ_ке,            из д_щеч_ки,
    на в_рш_не,             над р_кой,
    за с_лом,                  у пл_щ_ ки,
    к стне,                      о ст_пи,
    по в_де,                    от стр_лка.
     
    23.Спиши. Найди имена существительные.Укажи падеж имен существительных.
     
    К ст_ро_ке л_сника пришла л_сиха.
    Доблес_но трудится м_л_дё_ь на стр_ительстве ж_лого дома.
    На х_лме над р_кой рос ду_ .
    Л_чебное р_стение зв_робой растёт у р_ки.
     
    24.Образуй и запиши однокоренные имена существительные. Укажи склонение имен существительных.
     
    · Сор, …, …,
    · Сад, …, ….
     
    25.. Найди имена существительные.Укажи падеж имен существительных.
     
    В сер_це, из под_езда, под в_дой, по тр_ве, у с_вы,от м_роза, на зел_ни, в рукоп_си, о б_глеце, над г_л_вой.
     
    26.Спиши предложения, дописав окончания имен существительных. Укажи падеж имен существительных.
     
    В книг_ извес_ного п_сателя р_бята проч_тали см_шной ра_ка_.
    В ст_ловом набор_ на скатерт_ не было с_лонки.
    В бл_жайшем киоск_ у м_тро ч_сто т_лпился н_ро_.
    Во дв_ре на дач_ном уч_с_к_ у загоро_к_ см_стерили бу_ку для с_баки.
     
    27.Спиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
     
    В стенк_ на полк_, на скатерт_ в ваз_, в кресл_ на кухн_, на ветк_ сирен_.
     
    28.Спиши предложения, дописав окончания имен существительных. Укажи падеж имен существительных.
     
    На б_говой д_ро_к_ сп_ртсмена с радост_ю встр_ч_ла гру_ _ а б_лельщиков его команды.
    В фильм_ о подвига_ г_роя сн_мался извес_ный актёр кино.
    В зел_н_ м_л_дой л_ствы по т_полиной веточ_к_ проб_жал луч_ со_нца.
     
    29. Спиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
     
    На кровит_ в комнат_, на вокзал_ в касс_, на диван_у стенк_, по дорог_ к речк_.
     
    30.Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительных.
     
    В (центр) сп_ртивной (пл_щ_ка) встреч_ется гру_а б_гунов.
    На (в_рхушка) (ель) сне_ л_ж_т (ша_ка). По(д_рога) к (с_ло) проехал вездехо_ .
    По (площ_ _ ь)маш_на промч_лась к (аптека).
    Сла_ко спал м_лыш_ в(кровать).
    Сла_ко спал м_лыш_ в(кроватка).
     
    31.Образуй существительные разных склонений. Укажи склонение.
     
    · с_лёный
    · б_льной
     
    32.Используя предлоги, запиши слова словаря в Предложном падеже.
     
     М_даль, г_зета, в_гон, д_вочка, с_рень, п_м_дор,б_га_, ж_лезо.
     
    33.Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительного.
     
    На тонкой (б_рё_ка) громко кр_ч_л грач_.
     На (ветка) (с_рень) вес_ло расп_вал сол_вей.
    Привольно в_сной(зверь) в (лес), (птич_ка) на (простор), (ры_ка) в (р_ка), (бука_ка) в (тра_ка).
    Соск_льзнула белоч_ка с (ель) вни_.
     
    34.Образуй существительные разных склонений. Укажи склонение.
     
    · об_днел
    · м_л_дой
     
    35.Используя предлоги Родительного падежа, запиши словосочетания.
     
    Доб_жал … (д_рога),                             вып_сал … (т_тра_ь),
    сл_тел …(м_лина) ,                                св_рил … (м_рко_ь)
     
    36. Спишите, вставив пропущенные окончания. Проверьте их ударными окончаниями существительных вода, земля. Укажите падежи существительных.
     
    Выехали из деревн… .                                 Подъехали к деревн… . Подошёл к школ… .                                    Пришёл из школ… .
    Сидел на яблон… .                                      Слез с яблон… .
    Шёл по улиц… .                                          Дошёл до своей улиц… . Побежал к речк….                                     Добежал до речк… .
     
    37. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж. Проверьте безударные окончания ударными. Подчеркните предлоги.
     
    Перед окном з…ленеют почки на лип… .
    На каждой почк…капля россы.
    От почк… к почк… скатывается капля и падает на землю.
    Я пошёл по дорожк… в сад и подошёл к беседк… .
    На каждой зелёной веточк… висит по большой капельк… .
     
    38. Спишите без скобок. Вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж существительных, выделите их окончания.
     
    На ветк…(чего?) черешн… .
    На верхушк… (чего?) ёлк….
    На постройк… (чего?) школ… .
    На крыш…(чего?) избушк… .
    По тропинк… (чего?) рощ….
     
    39. Вставьте предлоги с или из и допишите окончания существительных.
     
    Скворец вылетел .… скворечн… .
    Ворона слетела.… яблон… .
    Принёс книги .… библиотек….
    Сошёл …. горк… .
    Вышел …. рощ… .
    Приехал…. столиц… .
    Сбросили снег …. крыш… .
     
    40. Напишите ответы, используя данные в скобках существительные. Укажите падеж и склонение этих существительных. Выделите их окончания.
     
    Где сидели воробьи? (крыша, изгородь).
    На чём набухли почки? (яблони и сирень).
    Где появились гусеницы? (капуста и морковь).
    О чём рассказал учитель? (храбрость и отвага пограничников).
    Где висели скворечники? (берёза, ель).
     
    41. Составьте из данных слов словосочетание, используя нужные предлоги. Укажите падеж и склонение существительных. Выделите окончания.
     
    Рисует,тетрадь.
    Пишет, тетрадка.
    Лежит, кровать.
    Спит, кровать.
    Скачет, лошадь.
    Едет,лошадка.
    уляет, площадь.
    Бегает, площадка.
     
     
    42. Вставьте у существительных пропущенные окончания. Выделите их.
     
    День хвалится вечер… .
    Не хвались удач…, не окончив дела.
    Одним гус… поле не вытопчешь.
    Худой сеть… рыбы не наловишь.
    Дружба крепка не лест…, а правд… и чистот… .
    Трактор… пахать – не лопат…копать.
    Кто весной потрудится, тот осен…пов…селится.
    На работу – с радост…, а с работы с гордост… .
     
    43. Спишите. Вставьте данные в скобках существительные в нужном падеже. Укажите их склонение и падеж. Выделите окончания.
     
    Весной появились листочки на (яблоня, тополь,сирень).
    Хвоя растёт на (ель, пихта,сосна).
    На (Волга, Днепр, Енисей, Обь,Ангара) построены мощные гидроэлектростанции.
    Экскурсанты побывали в (Волгоград, Казань, Ульяновск).
     
    44. Спишите, вставив пропущенные окончания существительных.
    Укажите склонение и падеж. Выделите окончания.
     
    В комнат… Тани стоит кровать. На кроват…белое покрывало. Около кроват… стоит этажерка. На этажерк… лежат книги. У окна стоит столик. На столик… лежат учебные вещи Тан… . На вешалк... у кроват…висит полотенц… . В комнат… всегда чисто. На столик… вещи лежат красиво.Таня заботится о ч…стоте и порядк… .Каждый день она стирает тряпкой пыль с мебел… .
     
    45. Напишите ответы. Выделите и проверьте окончания существительных. Укажите склонение и падеж существительных.
     
    Где было много грибов? (опушка, лес).
    Где сидели пчёлы? (ветка, сирень).
    Откуда слетели воробьи? (берёза и ель).
    Где пел скворец? (верхушка, черёмуха).
     
    46. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
     
    Река т…чёт по долин… среди зелен… . На лужайк… ж…лтеют одуванчики. В парк…на сирен… по…вились цв…ты. У…кая доро…ка ведёт от лагеря к речк… На пашн… шум тракторов. На зелен… полей мелькают люди.
     
    48.Тест по русскому языку
     
     1. Обведи номера верных утверждений.
     
    1. Имена существительные 3-го склонения в Д.п. имеют окончание -е.
    2. Имена существительные 2-го склонения в Т.п. имеют окончание -ом, - ем.
    3. Имена существительные 2-го склонения в П.п. имеют окончание -и.
    4. Имена существительные 3-го склонения в Р.п. имеют окончание - и.
    5. Имена существительные 1-го склонения в Т.п. имеют окончание –ой, -ей.
    6. Имена существительные 2-го склонения в П.п. имеют окончание – е.
     
    2. Обведи номера словосочетаний, где имена существительные имеют окончание –е.
     
    1. Пишет в тетрадк…;
    2. Расцвел на сирен…;
    3. Рисует в тетрад…;
    4. Гостит у мамочк…;
    5. Подошел к опушк…;
    6. Мечтал о телефон… .
     
    3. Выбери номер строчки с нужными окончаниями и обведи цифру.
     
    По легкой порош… от березк… к ел… ведут следы белки.
     
    1. –е,-е,-е,-е;
    2. –и, -е, -и;
    3. –и, -и, -и;
    4. –е, -и, -и.
     
    4. Обведи номера лишних словосочетаний в каждом столбике
     
                                     -е                                            -и
    1)мечтал об игрушк…;                                  1) на краю пропаст…
    2)в норе у мыш…;                                         2)порхает в воздух…;
    3)приклеил к книжк…;                                  3) гулял на улиц…;
    4)оделся по погод…;                                     4) заметили в долин…;
    5)написал в тетрад…;                                  5) соскочил с кочк…;
    6)мечтал о мышк…;                                     6)служил на Кавказ…;
    7)не выполнил из-за лен…;                            7) говорили о смелост…;
    8)сбился с дорог…                                        8) стояли около библиотек… .
     
    5. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.
     
    1. Держал на ладон… (в _____ падеже, ______ склонения).
    2. Цветы сирен… (в _____ падеже, ______ склонения).
    3. Прошел по площад… (в _____ падеже, ______ склонения).
    4. Чертил циркул… (в _____ падеже, ____ склонения).
    5. Разлил на скатерт…. (в _______ падеже, _____ склонения).
    6. Подобрался к пещер… (в ______ падеже, _____ склонения).
    7. Сидим в центр… (в _____ падеже, ______ склонения).
    8. Ударил камн… (в _____ падеже, _____ склонения).
     
    49.Теоретическая зарядка .
     
    1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
    2. Какая гласная «ведет» окончания 3-го склонения и на -мя?
    3. В каком падеже эта гласная употребляется в 1-м склонении?
    4. У существительных каких склонений окончания предложного падежа совпадают? У каких – -е, а у каких – -и?
    5. Какая гласная «не дружит» со 2-м склонением, а какая – с 3-м?
    6. Какие особенности склонения существительных на -ия, -ий и -ие?
     
    50. Комментированный диктант (доказать написание безударного окончания).
     
    Без ошибки, ошибка в изложении, упражняться в вышивании, индейцы племени, в липовой аллее, у Марии на уроке, подберем для Вити, росли на веточке, в задании по биологии, вырастить на пустоши, к загорелому мальчишке, на лекции в планетарии, подыграть на рояле, на белом тюле.
     
    51. Подберите нужный предлог к слову в скобке.
     
    Предлагать (заметка), ошибиться (расчет), вспомнить (шепот), учиться (институт, гимназия), растения (гербарий), говорить (живопись), справиться (здоровье), упражнение (тетрадь), правило (имя прилагательное), касательное ранение (темя), рисунок (занавеска), повидло (вишня), мечтать (горячий картофель), колорадский жук (картошка)
     
    52. Экспресс-диктант или тест (пишется только окончание слова).
     
    1. На карусели
    2. В чаще
    3. Из чащи
    4. На воле
    5. В роскоши
    6. В алюминии
    7. Из Азии
    8. В Заполярье
    9. У знаменик Дарье

     
    53. Экспресс-диктант или тест (пишется только окончание слова).
     
    На Урале ,о Кавказе ,на здоровье ,по аллее ,при участии ,со стремени,
    две станции ,о квитанциипо химии ,в математике ,нет истории ,
    в тетради ,
    по тетрадке ,на площади ,для молодежи ,в Сибири ,на тополе.

    54. «Четвертый лишний» (основание – склонение).
     
    А. Сарай, завод, тополь, юноша.
    Б. Повидло, здоровье, иней, пение.
    В. Степь, тюль, брошь, течь.
    Г. Руль, путь, гвоздь, зверь.
    Д. Аллея, армия, имя, змея.
     
    55. Поставьте в родительный и предложный падежи (в словосочетании или с предлогом), выделите окончания.
     
    Любовь Ильинична, Заполярье, иллюстрация, Геннадий Фомич, вымя, запевала, задание, планетарий, Наталья Кузьминична, любовь, забытье.
     
    56. Просклоняйте слова (изменить по вопросам падежей), записав их в «трудных падежах».
     
    Город Воронеж, Придонье, Дарья Фокиевна, Кондратий Ильич.
     
    57. Запишите все 10 слов на -мя и путь в одном из падежей (р., д., п.) в сочетании с прилагательным.
     
    58. Выберите слова, у которых будут одинаковые окончания в р., д., п. падежах.
     
    Музей, рояль, пристань, бюллетень, картофель, рельс, сельдь, лилия, туннель, рея, магнолия, Евгения, Евгений, пламя, путь.
     
    59. В скобках поставьте склонение и падеж существительного, допишите окончания, вставьте недостающие буквы.
     
    1) Грачи летят со своих зимних становищ(?), с юга Европ_ (___), из северных обл_стей Африк_ (___). 2) Бе_численное количество перелетных птиц сидит во время (___) урагана на палуб_ (___), на рубк_ (___), на снастях (___), точ(?)но вверяя в опас(?)ност_ (___) свою жизнь человеку. 3) И суровые моряки никогда (не)обидят их, (не)оскорбят их треп_тной доверчивост_ (___).
     
    60. Сравните правописание окончаний: думаю о Наталье – думаю о Наталии. Чем объяснить разницу?
    Запишите в предложном падеже ед. числа слова:
     
    Уменье – умение, безделье – безделие, Люба – Любовь, Лида – Лидия, Аксинья – Ксения, питье – питие.
     
    61. Запишите данные существительные в три колонки:
     
    1) с основой на согласную,
    2) с основой на -е,
    3) с основой на -и;
     
    обозначьте окончание.
     
    Аквариум, неделя, аллея, конница, биография, территория, батарея, крыша, авиация, оранжерея, свидетельство, заявление, учреждение, хозяйство, зрелище, предприятие, сор, ссора, гимназия, бумазея, мощь.
     
    62. Распределительный диктант: окончание -и или -е .
     
    Говорить о пьесе и времени ее постановки.
    Рассказать об открытии выставки.
    Присутствовать при беседе участницы экспедиции.
    Подниматься по лестнице башни.
    Побывать в башне крепости.
    Подойти к окраине деревни.
    Читать на веранде гостиницы.
    Лечиться в амбулатории при больнице.
    Встретиться на лекции в музее.
    Деревья в легком инее.
    Бродить по отмели, видеть корабли на рейде, посвятить архитектуре и живописи.
    Отметить в постановлении и отчете.
    Категория: Мои файлы | Добавил: Айрон
    Просмотров: 15942 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/15
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: